Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

писарев дмитрий иванович

Энциклопедический словарь

Пи́сарев Дмитрий Иванович (1840-1868), публицист, литературный критик. С начала 1860-х гг. ведущий сотрудник журнала «Русское слово». В 1862 арестован как автор антиправительственного памфлета, свыше 4 лет провёл в одиночной камере Петропавловской крепости, где написал лучшие статьи. Испытал влияние Л. Бюхнера, Я. Молешотта и К. Фохта, а также Ч. Дарвина и О. Конта. Основой исторического прогресса считал умственное развитие общества, распространение естественных наук, промышленности и технологий. Развивал теорию «разумного эгоизма». Призывая к «экономии умственных сил», выступал против «чистого искусства», к которому относил А. С. Пушкина. Родоначальник «нигилизма» в России. Печатался в журналах «Дело» (1866-67) и «Отечественные записки» (1868). Статьи «Базаров», «Реалисты», «Разрушение эстетики», «Мыслящий пролетариат», «Пушкин и Белинский» и др. Утонул во время купания на Рижском взморье.

* * *

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович - ПИ́САРЕВ Дмитрий Иванович (1840-68), русский публицист и литературный критик. С нач. 1860-х гг. ведущий сотрудник журнала «Русское слово». В 1862-66 заключен в Петропавловскую крепость за антиправительственный памфлет. В нач. 1860-х гг. выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны («теория реализма»). Пропагандировал развитие естествознания, которое считал средством просвещения и производительной силой. Высоко оценивал роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», творчество И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. С нигилистической позиции отрицал значение творчества А. С. Пушкина для современности. Главные труды: «Очерки из истории труда», «Базаров», «Реалисты», «Разрушение эстетики», «Генрих Гейне».

Большой энциклопедический словарь

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-68) - русский публицист и литературный критик. С нач. 1860-х гг. ведущий сотрудник журнала "Русское слово". В 1862-66 заключен в Петропавловскую крепость за антиправительственный памфлет. В нач. 1860-х гг. выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны ("теория реализма"). Пропагандировал развитие естествознания, которое считал средством просвещения и производительной силой. Высоко оценивал роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?", творчество И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. С нигилистической позиции отрицал значение творчества А. С. Пушкина для современности. Главные труды: "Очерки из истории труда", "Базаров", "Реалисты", "Разрушение эстетики", "Генрих Гейне".

Энциклопедия Кольера

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-1868), русский литературный критик, публицист. Родился 2 октября 1840 в с.Знаменское Орловской губернии в дворянской семье. В 1861 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1861-1866 - сотрудник журнала "Русское слово". Оппозиционность статей Писарева вызвала резкую реакцию властей, и молодой журналист более четырех лет провел в Петропавловской крепости (1862-1866). Жизнь Писарева оборвалась очень рано, 4 июля 1868: он утонул, купаясь в море в Дубулты, близ Риги. Достаточно традиционен взгляд на Писарева как на ключевую фигуру в истории российского нигилизма. В.В.Зеньковский в своей Истории русской философии даже сближает Писарева с Ф.Ницше. Юному Писареву не был чужд эстетизм, но это увлечение оказалось кратковременным и он стал еще более радикальным, чем Чернышевский, критиком идеи "чистого искусства". "Чистое искусство есть чужеядное растение, которое постоянно питается соками человеческой роскоши", - писал он в статье Разрушение эстетики. Отрицал Писарев, однако, не только эстетизм как тип мировоззрения, но и в значительной степени ценность художественного творчества и культуру в целом. Левый радикализм молодого критика действительно нередко носил откровенно нигилистический характер. Так, считая, что в русской литературе не было и нет "замечательных поэтов", он объявил поэтическое творчество В.А.Жуковского и А.С.Пушкина "пародией" на подлинную поэзию. Такие эстетические оценки неудивительны, если учесть, что Писарев был поклонником вульгарных материалистов К.Фохта и Я.Молешотта и непримиримым борцом с "узколобым мистицизмом" (в частности Платона). Испытал он, как практически все российские "шестидесятники", и влияние позитивизма. Писарев характеризовал О.Конта как "одного из величайших мыслителей нашего века" и посвятил его историческим воззрениям большую статью. В ранней юности он был религиозен, с увлечением читал гоголевские Выбранные места из переписки с друзьями. Впоследствии критик выступал против любых форм религиозных исканий на российской почве, полагая, что "ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный здоровый и свежий материализм". Писарев воспринял характерную для российской революционной идеологии концепцию "критически мыслящих личностей", призванных просвещать народные массы и готовить их к революции. Материалист и нигилист, он презирал моральный идеализм, называя стремление к идеалу "стремлением к призраку". В то же время, совершенно в духе учения Чернышевского о "разумном эгоизме", он заявлял, что "расчетливый эгоизм совпадает с результатами самого сознательного человеколюбия".

ЛИТЕРАТУРА

Писарев Д.И. Полное собрание сочинений, тт. 1-6. 5-е изд. СПб., 1909-1913 Переверзев В.Ф. Д.И.Писарев. М., 1929 Писарев Д.И. Сочинения, тт. 1-4. М., 1955-1956

Полезные сервисы